17 фактов о том, как создавали советские мультфильмы о Простоквашине

В 2020 году доброму летнему мультику «Каникулы в Простоквашино» исполняется 40 лет. Он стал продолжением мультфильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссером Владимиром Поповым по мотивам повести Эдуарда Успенского. Вместе с вышедшей немного позже серией «Зима в Простоквашино» эта лента вошла в знаменитую трилогию о мальчике, псе и коте, которую любит не одно поколение детей и взрослых.

Мы в  в очередной раз пересмотрели все серии о приключениях знаменитой троицы, и нам захотелось узнать, как снимались наши любимые мультики.

 

  • Эдуард Успенский придумал своих героев, когда работал в пионерлагере библиотекарем. Изначально дядя Федор у него был… лесником. Но по совету Бориса Заходера писатель заменил взрослого 6-летним мальчиком, чтобы дети могли воспринимать его своим ровесником и сопереживать. «И я переписал всю книжку. Поэтому Дядя Федор такой взрословатый получился», — вспоминал Успенский.
  • Когда писатель создавал кота Матроскина, перед глазами у него стоял образ главного режиссера сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. Успенский даже хотел позаимствовать у режиссера фамилию, но тот не согласился. А после, прочитав книжку, жалел.
  • Книга Успенского вышла в 1974 году, а двумя годами ранее при участии писателя был создан одноименный диафильм. Матроскин там изображен очень милым, как и подобает всем котикам.
  • Оказывается, за 3 года до выпуска мультфильма «Трое из Простоквашино», в 1975 году, на базе т/о «Экран» вышел мультик «Дядя Федор, пес и кот» — тоже по мотивам повести Успенского. Однако успеха он не имел, и сейчас о нем мало кто вспоминает.

 

  • Первый выпуск, осуществленный «Союзмультфильмом», назывался «Трое из Простоквашино». Его показали зрителям в 1978 году. В начальном эпизоде режиссер поделил между художниками-постановщиками сферы деятельности. Левон Хачатрян нарисовал Дядю Федора, папу и маму, почтальона Печкина. А Николай Ерыкалов трудился над образами животных.
  • В «Каникулах в Простоквашино» и «Зиме в Простоквашино» в качестве художника пригласили Аркадия Шера. Поэтому герои и стиль мультфильмов заметно отличаются. Особенно досталось образу Дяди Федора, который претерпел на протяжении трех серий значительные изменения. Такое положение дел не понравилось Левону Хачатряну, и он покинул проект. «Зиму в Простоквашино» снимали уже без него. Как бы там ни было, на уровне народной любви это никоим образом не сказалось.

 

© Каникулы в Простоквашино / Союзмультфильм

 

© Зима в Простоквашино / Союзмультфильм

 

  • Образ мамы Дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены — актрисы Ларисы Мясниковой. На эскизе художника очки героини были круглые, как у самой Мясниковой. Но Владимир Попов попросил заменить их на квадратные.
  • Образ Галчонка долго не поддавался мультипликаторам, получался не таким, как хотелось режиссеру. Поэтому каждого, кто входил в комнату художников на «Союзмультфильме», просили нарисовать эту птичку. Так что Галчонка создала дружба. И лучшие советские мультипликаторы. К его рождению приложил руку даже «отец» Чебурашки — Леонид Шварцман.

 

  • Интерьер избушки в Простоквашине заслуживает отдельного внимания. На окнах висят занавески, сделанные из разноцветных заплаток. Видимо, этим создатели хотели подчеркнуть исключительную бережливость кота Матроскина, который не посчитал нужным тратиться на этот предмет интерьера.
  • А вот скатерть, наверное, показалась коту более нужным элементом декора. Потому что на столе она не только присутствует, но и меняется с течением времени: в «Каникулах в Простоквашино» она красноватого оттенка, а в «зимней» серии уже другая — в бежевую клетку.

Читай продолжение на следующей странице

17 фактов о том, как создавали советские мультфильмы о Простоквашине