Черная пятница: как нас обманывают

Стиль жизни / НовостиЧерная пятница: как нас обманывают

Мы узнали, какие ловушки поджидают покупателей и как сохранить свой бюджет.

ФотоGetty ImagesПодводные камни

Многие шопоголики с особой усладой ждут черной пятницы, которая в этом году приходится на 29 ноября. Вообще, традиция black friday изначально появилась в США, где магазины впервые начали предоставлять астрономические скидки на многие товары. Именно этот день стал символическим открытием предрождественских распродаж. Большинство торговых центров пророчат, что можно урвать лакомый кусочек со скидкой аж до 90 процентов! Мы попытались разобраться, как не обжечься на выгоде.

Первое, что могут сделать магазины, — под грифом SALE выдавать вещи намного выше изначальной цены! — остерегает покупателей психолог Анна Гарш. — Вторая ловушка — свалка. Например, в отделе с распродажей могут висеть вещи не только со скидками, но и без них! Но люди из-за непреодолимого желания хоть что-то ухватить могут поддаться массовой истерии и, не разобравшись, начать брать все без разбора. Зачастую только на кассе выясняется, что на этот товар скидки не было. В-третьих, многие ждут черной пятницы, чтобы стать счастливым обладателем бытовой техники. Однако на этом можно только потерять! Магазины грешат тем, что распродают товар, который уже успел побывать в ремонте. Так как народу очень много, то проверка техники осуществляется очень быстро. И покупатели, находясь под эмоциями, могут не заметить сбоев в работе прибора. Потом его непросто сдать обратно.

Черная пятница: как нас обманывают

ФотоHalfpoint Images/Moment/Getty ImagesМеханизм обмана

В магазинах зачастую возникают целые бои за определенные товары. Люди выхватывают вещи друг у друга, ломают тележки и сносят все на своем пути.

— Казалось бы, праздник распродаж должен приносить только положительные эмоции, но человек может подвергнуться серьезному стрессу в этот день, — продолжает психолог. — Например, сильно перенервничав или вступив в конфликт с кем-то. Это можно назвать неадекватным потребительским поведением. Особенную истерию вызывает у таких хватал искусственное чувство дефицита. Когда кажется, что товара мало, значит, на него есть спрос, значит, надо срочно брать! Тогда человек с улыбкой во весь рот и покупкой в руке чувствует себя победителем. При этом он обманывается вдвойне: купив ненужную вещь и еще радуясь этому.

В последние годы маркетологи серьезно подошли к вопросу о том, как возбудить у покупателя желание непрерывного приобретения товаров.

— Надо помнить, что никто не будет работать себе в убыток, — говорит Анна. — Все хотят продать много и дорого! Попробуем рассмотреть механизм так называемого обмана. Когда потребитель видит большие скидки на товар, то у него вырабатывается дофамин (гормон, который мотивирует на получение удовольствия. — Прим. ред.), провоцирующий желание заполучить вещь несмотря ни на что. Человек понимает, что если дешево, то, значит, можно сэкономить. К тому же недорогая покупка всегда простительна. В основном маркетологи пытаются таким образом продвинуть именно залежавшийся товар. Также в психологии есть такой термин, как система награды и поощрений. Когда полученное как бы оправдывает себя, мозг вырабатывает дофамин. Поэтому хочется еще и еще совершать покупки.

Читай продолжение на следующей странице

Черная пятница: как нас обманывают