Ту-144: почему сняли с эксплуатации сверхзвуковой авиалайнер

Участник гонки за престижем смог обогнать звук и время, но был отправлен в отставку. «Сто сорок четверке» не сделали скидку, несмотря на мировой рекорд.

Интересный, но «сырой»

Ту-144: почему сняли с эксплуатации сверхзвуковой авиалайнер

Желание Никиты Сергеевича Хрущева «показать Кузькину мать» было дороже любых денег. И показали. В разработку сверхзвуковой «тушки» вложились по полной программе. Разработка ОКБ Туполева получилась интересной, но «сырой». Впрочем, на первоначальном этапе «Сто сорок четверка» со своей задачей справилась на «отлично».

Перегнать всех получилось два раза. Первый полет Ту-144 совершил на два месяца раньше своего франко-британского соперника Concorde. А через 5 месяцев, 5 июня 1969 года, советский авиалайнер впервые в мире установил рекорд, вырвавшись за пределы звукового барьера на высоте 11 000 м при скорости 2,5 тыс. км/ч.

Пассажирская эксплуатация стартовала в 60-ю годовщину Великого Октября. С ноября 1977 года регулярные рейсы выполняли два самолета. Самостоятельное пилотирование экипажам «Аэрофлота» не доверили. Полеты проходили только с участием летчиков-испытателей ОКБ Туполева. Но уже 1 июня 1978 года их прекратили. А с 1984 года все работы по Ту-144 заморозили.

Почему Ту-144 сняли с эксплуатации так быстро?

Ту-144: почему сняли с эксплуатации сверхзвуковой авиалайнер

Однажды конструктора Андрея Николаевича Туполева вызвали в ЦК КПСС на ковер. Он доложил Хрущеву:

– Машина получается довольно прожорливой.

Генсек на это махнул рукой:

– Ваше дело – утереть нос капиталистам, а керосина у нас хоть залейся!

Нос, конечно, утерли, а вот с керосином вышла промашка. Совсем не ко времени в мире грянул энергетический кризис. Подорожавшее топливо для «тушки» стало влетать в копеечку. «Сто сорок четверку» даже прозвали «удавом на шее «Аэрофлота». Пожалуй, нерентабельность и стала главной причиной свертывания проекта.

Билет на рейс стоил 80 рублей. На обычном дозвуковом самолете можно было долететь по такому же маршруту за 62 рубля. В несколько раз поднимать цену, сделав ее «золотой», не имело никакого смысла. Это же не «Конкорд», перевозивший миллионеров. А на международный рынок у авиалайнера выхода не было.

Вторая по значимости причина снятия Ту-144 с эксплуатации – маленькая дальность полетов по сравнению с проектной. Самолет летал из Москвы в Алма-Ату и обратно. Это всего 3260 км. Ни о какой практической дальности 4000 – 4500 км с полной загрузкой, указанной в правительственном задании, речь уже не шла. О рейсе без промежуточных посадок «Москва – Хабаровск» протяженностью 6250 км пришлось забыть.

И дело не в больших объемах потребляемого топлива. Для очередного «догнать и перегнать» керосина бы не пожалели. Но двигатель НК-144А не вытягивал. По параметру дальности Ту-144 уступал «Конкорду», летавшему по маршрутам:

  • «Лондон – Барбадос»;
  • «Париж – Нью-Йорк»;
  • «Лондон – Нью-Йорк».

Предельный максимум практической дальности полета «Сто сорок четверки» на сверхзвуковой скорости при нагрузке 7 т составлял 3600 км.

Ту-144: почему сняли с эксплуатации сверхзвуковой авиалайнер

Читай продолжение на следующей странице

Ту-144: почему сняли с эксплуатации сверхзвуковой авиалайнер